॥ श्रीः ॥ | 27 октября | 28 октября | 29 октября | 30 октября | 31 октября | 1 ноября | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
+5:30 | Индія | Удупи | ХВ > 01:14 28.10 | Рамā экāдащӣ | * | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | |
Колката | * | |||||||||
Манали | * | |||||||||
Нью-Дели | * | |||||||||
Бангалор | * | |||||||||
Гокарна | * | |||||||||
Морджим | * | |||||||||
+5:00 | Таджикистан | Душанбе | ХВ > 00:44 28.10 | * | ||||||
Россія | Пермь | Рамā экāдащӣ | Атириктā двāдащӣ, Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
08:30–10:02 | ||||||
Уфа | 08:20–10:02 | |||||||||
Оренбург | 08:15–10:02 | |||||||||
Екатеринбург | * (<10:02) | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | ||||||
Сургут | * (<10:02) | |||||||||
Челябинск | * (<10:02) | |||||||||
+5:00 | Казахстан | Актобе | * (<10:02) | |||||||
Актау | 08:13–10:02 | |||||||||
Кокшетау | ХВ > 00:44 28.10 | Рамā экāдащӣ | * | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія | ||||||
Алма-Ата | * | |||||||||
Текели | * | |||||||||
Усть-Каменогорск | * | |||||||||
+6:00 | Киргизія | Бишкек | ХВ > 01:44 28.10 | * | ||||||
Россія | Омск | * | ||||||||
+7:00 | Красноярск | ХВ > 02:44 28.10 | * | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | |||
Новокузнецк | * | |||||||||
Новосибирск | * | |||||||||
Барнаул | Рамā экāдащӣ | * | ||||||||
Томск | * | |||||||||
Таиланд | Ко Пханган | * | ||||||||
+8:00 | Индонезія | Денпасар | ХВ > 03:44 28.10 | * | ||||||
+9:00 | Россія | Мирный | ХВ > 04:44 28.10 | * | ||||||
+10:00 | Хабаровск | ХВ > 05:44 28.10 | * | |||||||
Владивосток | * | |||||||||
+12:00 | Петропавловск-Камчатскій | ХВ > 07:44 28.10 | * | |||||||
+4:00 | Арменія | Ереван | Рамā экāдащӣ | Атириктā двāдащӣ, Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
07:33–09:02 | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | ||
Грузія | Тбилиси | 07:35–09:02 | ||||||||
Россія | Самара | 07:39–09:02 | ||||||||
+3:00 | Волгоград | 06:50–08:02 | ||||||||
+4:00 | Ульяновск | 07:49–09:02 | ||||||||
+3:00 | Пятигорск | 06:46–08:02 | ||||||||
Ставрополь | 06:52–08:02 | |||||||||
Семикаракорск | 07:02–08:02 | |||||||||
Краснодар | 07:04–08:02 | |||||||||
Керчь | 07:15–08:02 | |||||||||
Симферополь | 07:24–08:02 | |||||||||
Россія | Донецк | Рамā экāдащӣ | 07:15–08:02 | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | ||||
Старый Оскол | Атириктā двāдащӣ, Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
07:23–08:02 | ||||||||
Липецк | 07:20–08:02 | |||||||||
+3:00 | Воронеж | 07:19–08:02 | ||||||||
Тамбов | 07:13–08:02 | |||||||||
Казань | 06:51–08:02 | |||||||||
Чебоксары | 07:00–08:02 | |||||||||
Киров | 06:59–08:02 | |||||||||
Ростов-на-Дону | 07:06–08:02 | |||||||||
Россія | Рязань | 07:25–08:02 | ||||||||
Москва | 07:37–08:02 | |||||||||
Дубна | Рамā экāдащӣ | 07:42–08:02 | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | |||||
+3:00 | Санкт-Петербург | >12:02 | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
|||||||
Мурманск | >12:02 | |||||||||
Костомукша | >12:02 | |||||||||
Архангельск | >12:02 | |||||||||
Смоленск | Атириктā двāдащӣ, Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
07:56–08:02 | ||||||||
Бѣлоруссія | Гомель | 07:54–08:02 | ||||||||
Минск | >12:02 | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
||||||||
Гродно | >12:02 | |||||||||
+2:00 | Украина | Харьков | Атириктā двāдащӣ, Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
06:26–07:02 | ||||||
Полтава | 06:32–07:02 | |||||||||
Кременчуг | Рамā экāдащӣ | 06:35–07:02 | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | |||||
Кривой Рог | 06:33–07:02 | |||||||||
Киев | 06:50–07:02 | |||||||||
Kropyvnytskyi (Кировograd) | 06:39–07:02 | |||||||||
Николаев | 06:36–07:02 | |||||||||
Одесса | 06:40–07:02 | |||||||||
Ровно | >11:02 | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
||||||||
+2:00 | Коломыя | >11:02 | ||||||||
Израиль | Ашкелон | Атириктā двāдащӣ, Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
06:00–07:02 | |||||||
Молдова | Кишинев | 06:49–07:02 | ||||||||
Кипр | Никосія | 06:10–07:02 | ||||||||
Латвія | Рига | Рамā экāдащӣ | >11:02 | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā | |||
Юрмала | >11:02 | |||||||||
Эстонія | Таллин | >11:02 | ||||||||
Литва | Вильнюс | >11:02 | ||||||||
+1:00 | Польша | Варшава | >10:02 | |||||||
Германія | Хитцаккер | >10:02 | ||||||||
Диллинген-ан-дер-Донау | >10:02 | |||||||||
Эппинген | >10:02 | |||||||||
Австрія | Вѣна | >10:02 | ||||||||
Швейцарія | Биль | >10:02 | ||||||||
Франція | Марсель | >10:02 | ||||||||
Испанія | Барселона | Рамā экāдащӣ | >10:02 | Го-ватса-двāдащӣ, Начало Кāртика-āрāд᷉анія |
Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā |
|||
Мадрид | >10:02 | |||||||||
+0:00 | В.Британія | Лондон | >09:02 | |||||||
-3:00 (DST) | Канада | Фредериктон | * | Џала-пӯрԋа-трайодащӣ | Нарака-чатурдащӣ, Йама-дӣпа-дāнам | Дӣпāвалӣ, Го-пӯџā |
||||
-4:00 (DST) | Торонто | * | ||||||||
США | Нью-Йорк | * | ||||||||
Майами | * | |||||||||
-5:00 | Мексика | Канкун | * | |||||||
-6:00 | Канада | Мидоу Лэйк | * | |||||||
-7:00 (DST) | США | Лос-Анджелес | * | |||||||
॥ ॐ तत्सत् ॥ | 27 октября | 28 октября | 29 октября | 30 октября | 31 октября | 1 ноября |
* — Пāраԋіе (завершеніе поста принятіем воды и пищи) в обычное время: после восхода Сӯрйи в теченіе 1/5 свѣтлаго времени суток. Крайній срок такого пāраԋія можно разсчитать здѣсь или в программѣ«Вәıшԋавам пањчāӈгам».
< — Пāраԋіе не позднѣе указаннаго времени (в 24-часовом форматѣ)
> — Пāраԋіе не раньше указаннаго времени (в 24-часовом форматѣ)
ХВ > — с указаннаго времени начинается послѣдняя четверть экāдащӣ-тит᷉и (Хари-вāсаръ). Если Хари-вāсаръ начинается послѣ полуночи, то вмѣстѣ со временем его начала дается дата, к которой это время относится. Послѣдняя четверть экāдащӣ-тит᷉и считается Хари-вāсаром: начиная с этого времени необходимо строго соблюдать обѣты экāдащӣ, даже если пост на экāдащӣ приходится на слѣдующій день.
Го-ватса-двāдащӣ, начало Кāртика-āрāд᷉анія
В Го-ватса-двāдащӣ почитают коров, телят и присущих в них Б᷉агаванта с дԑватами. С этого дня начинается Кāртика-Āрāд᷉анам, ежевечернее, вплоть до пӯрԋимы (полнолунія), поклоненіе Вишԋавѣ-Дāмодарѣ масляными лампадами (дӣпами), выставляемыми под открытым небом. Дӣпам возжигают в санд᷉йу, сумерки. Как и в любом почитаніи Б᷉агаванта, Ему не только возносят подношеніе, но и поклоняются подношенію и поднесенію как мѣсту Его присутствія. Можно дѣлать это слѣдующим щлоком:
दीपज्योतिः परब्रह्म दीप सर्वतमोपह ।
दीपेन साध्यते सारं सन्ध्यादीप नमोऽस्तु ते ॥
дӣпаџйотиː парабрахма дӣпа сарва-тамопаха •
дӣпԑна сāд᷉йатԑ сāраˑ санд᷉йāдӣпа! намо‿ɐсту тԑ ••
«Парабрахма, свѣточа сіянье! Свѣточ, тамаса изгнатель! Свѣточем стяжаем смысл; Свѣт, ведущій нас в потемках! в намаси к Тебѣ склоняюсь».
Атириктā двāдащӣ
День, когда слѣдующая за щудд᷉а-экāдащью двāдащӣ-тит᷉и начинается до восхода Сӯрьи, а заканчивается после восхода Сӯрьи на слѣдующій день, называется Атириктā двāдащӣ. В этот день полагается соблюдать полный пост, как в экāдащӣ:
अतिरिक्ता द्वादशी चेद्यस्तां नोपोषयेद्यदि ।
द्वादशद्वादशीर्हन्ति द्वादशी चातिलङ्घिता ॥
атириктā двāдащӣ чԑд‿ йас‿ тāм нопошайԑд‿ йади •
двāдаща-двāдащӣр‿ ханти двāдащӣ чāтилаӈг᷉итā ••
«Если двāдащӣ атириктā и человѣк не постится в этот день, то нарушенная им двāдащӣ уничтожает плоды двенадцати соблюденных им двāдащей (т.е. плоды двенадцати успѣшно завершенных в двāдащӣ экāдащных постов)» (Крьшԋāмрьта-махāрԋԋаваː 164)
Если предшествующая экāдащӣ была чистой, то пост соблюдается два дня подряд. В этом случаѣ отсутствіе пāраԋія экāдащи, т.е. незавершеніе поста на экāдащӣ принятіем ѣды, не является нарушеніем обѣта экāдащи, т.к. Дԑватой, Которому посвящены оба поста, и в том, и в другом случаѣ является Хари:
एकादशीमुपोष्याथ द्वादशीमप्युपोषयेत् ।
न तत्र विधिलोपः स्यादुभयोर्द्देवता हरिः ॥
ԑкāдащӣм упошйāт᷉а двāдащӣм апй‿ упошайԑт •
на татра вид᷉и-лопаː сйāд‿ уб᷉айор‿ддԑватā хариː ••
(слова Б᷉авишйа-пурāԋа в Крьшԋāмрьта-махāрԋавѣ, 161)
«Послѣ поста на экāдащӣ до́лжно продолжать пост и в [щраваԋа- или атирикта-] двāдащӣ. Непринятіем пāраԋія не будет нарушен Закон. Развѣ Дԑватā обоих обѣтов не Хари?»
Пāраԋіе экāдащӣ-врата также дозволительно совершить, испив воды и только воды:
पारयित्वोदकेनापि भुञ्जानो नैव दुष्यति ।
अशितानशिता यस्मादापो विद्वद्भिरीरिताः ।
अम्भसा केवलेनाथ करिष्ये व्रतपारणम् ॥
пāрайитводакԑнāпи б᷉уњџāно‿ нәıва душйати •
ащитāнащитā‿ йасмāд‿ āпо‿ видвадб᷉ир‿ ӣритāː •
амб᷉асā кԑвалԑнāт᷉а каришйԑ врата-пāраԋам ••
«Нѣт нарушенія и в том, чтобы завѣршить пост [на экāдащӣ] принятіем воды. Свѣдущіе говорят о водѣ как об одновременно ѣдѣ и не-ѣдѣ. Потому [допустимо и такое рѣшеніе]: ‹Я совершу пāраԋіе врата водой и только водой›».
Завѣршить пост слѣдует в остаток двāдащӣ-тит᷉и, между восходом Сӯрьи и началом трайодащӣ-тит᷉и (т.н. „пучч᷉а-двāдащӣ“).
Џала-пӯрԋа-трайодащӣ, Йама-дӣпа-дāнам
Вечером, после захода солнца — поклоненіе Б᷉агавату Тривикрамѣ и Гаӈгѣ-Дԑви, присущим в металлическом сосудѣ с горячей водой. На сосуд помѣщают Сāлагрāма-щилу. На землѣ или на полу перед сосудом чертят свастикам. Огонь под сосудом поддерживают всю ночь и рано утром, в Нарака-чатурдащӣ, этой водой совершают омовеніе.
Вечером же возжигают с южной стороны храма или дома масляный свѣтильник как подношеніе Йамѣ.
Нарака-чатурдащӣ
Нарака-чатурдащӣ — день уничтоженія Наракāсуры и вызволенія шестнадцати тысяч княжон, станущих супругами Крьшԋы. До восхода Сӯрйи, когда восходит Чандра (Мѣсяц) в Крьшԋа-маԏ᷉ѣ проводится омовеніе образа Щрӣ-Крьшԋы: Свāмӣ натирает мӯрти благовонным маслом, омывает теплой водой и отирает нутовой мукой, после чего остатки масла и муки раздают присутствующим, и тѣ используют их для своего омовенія. Сей обряд проводится в памятованіе о масляном омовеніи, принятом Щрӣ-Крьшԋой перед тѣм, как пойти на Наракāсуру в Прагџйотишпурам (совр. Гувахати, штат Ассам).
В положенное время, т.е. в ночь с Џала-пӯрԋа-трайодащӣ на Нарака-чатурдащӣ*, в чатурдащӣ-тит᷉и, до разсвѣта, на восходѣ Чандры*, положено совершить тәıлāб᷉йаӈгам — омовеніе маслом (кунжутным или любым доступным и пригодным) и теплой водой, стерев масло нутовой мукой (при наличіи), после чего совершить подношеніе Йамѣ, божеству смерти и посмертной справѣдливости и Вишԋавѣ в нем. Время восхода луны для вашей мѣстности можно узнать с помощью программы Вәıшԋавам Пањчāӈгам, или на соотвѣтствующих сайтах, напримѣр здѣсь или, по-русски, здѣсь.
* Вниманіе! Чандра, в отличіе от Сӯрьи, восходит в разное время суток. Перед межами (амāвāсьей) Чандра восходит незадолго до восхода Сӯрьи.
Мантр поднесенія Йамѣ воды и тила (семян кунжута):
यमाय धर्म्मराजाय मृत्यवे चान्तकाय च ।
वैवस्वताय कालाय सर्वभूतक्षयाय च ।
औदुम्बराय दध्नाय नीलाय परमेष्ठिने ।
वृकोदराय चित्राय चित्रगुप्ताय वै नमः ॥
йамāйа д᷉арммарāџāйа мрьтйавԑ чāнтакāйа ча •
вәıвасватāйа кāлāйа сарвабхӯта-кшайāйа ча •
ɔүдумбарāйа дад᷉нāйа нӣлāйа парамԑшԏ᷉инԑ •
врькодарāйа читрāйа читрагуптāйа вәı намаː ••
В этот день, за двѣ недѣли до Нāрāйаԋы, пробуждается Лакшмӣ. После захода Сӯрйи ей подносят масляный свѣтильник.
Омовеніе и поклоненіе в день Нарака-чатурдащи привлекает к человѣку милость Лакшми и благотворно сказывается на посмертном пути как его самого, так и его предков. Несоблюденіе Нарака-чатурдащи навлекает вниманіе Алакшми и немилость Лакшми: бѣдность протяженностью в нѣсколько жизней и вдовство.
Дӣпāвали
В продолженіе празднованія дня уничтоженія Наракāсуры и побѣды вѣрнаго знанія над теменью, которой было позволено добиться временных успѣхов, до́ма и на улицѣ возжигаются масляные свѣтильники.
Праздник Дӣпāвали не имѣет подтвержденнаго отношенія к Рāма-лӣлѣ. В дошедших до нас щāстрах не говорится о точном времени возвращенія Бхагаванта Рāмы в Айод᷉ь после 14 лѣт изгнанія и побѣды над Рāваԋой, однако содержится указаніе на титхи: пањчамӣ. Дӣпāвали же отмѣчается в амāвāсью, межи.
В изгнаніе Рāма ушел по волѣ Своего отца сразу после Своего дня рожденія, в который должен был взойти на престол. День рожденія Рāмы извѣстен — это свѣтлая навамӣ мѣсяца Чәıтра, отстоящаго от тѣкущаго Кāртика мѣсяца почти на полгода. В Айод᷉ь Рāма вернулся по истеченіи полных 14 лѣт отсутствія, как и обѣщал, уходя. Здѣсь тоже несовпаденіе.
В дѣйствительности, Нарака-чатурдащӣ и Дӣпāвали — два взаимосвязанных праздника. Считается, что праздник лампад был учрежден Щрӣ-Крьшԋой в ознаменованіе Его побѣды над Наракāсурой, победы свѣта знанія над тьмой и муками лжезнанія.
Го-пӯџā
Во Врьндāванѣ Говард᷉ана-пӯџā с утра. Повсемѣстно: Го-пӯџā, особое поклоненіе говядам (омовеніем, яствами, вѣнками).
Вопросы по постам и вратам, уточненія и предложенія, а также свѣденія об измѣненіи часового пояса в Вашей мѣстности и просьбы о включеніи новых мѣст в расчеты направляйте, пожалуйста, на адрес-молнію ekaadashii@gmail.com.
Экāдащӣ-вратāни разсчитаны с помощью программы «Вәишн̣авам̇ пањчāӈгам», созданной Āщутошей.
с уваженіем
Нāрасим̇ха